Главная » ОРУЖИЕ » Бе-8 — самолёт-амфибия на подводных крыльях

Бе-8 — самолёт-амфибия на подводных крыльях

В 1947 г., в связи с постановлением Совмина СССР (март 1947 г.), ОКБ Г.М; Бериева приступило к работам по созданию цельнометаллического одномоторного самолета-амфибии Бе-8 для первоначального обучения будущих морских летчиков, а также санитарной службы, связи и перевозки пассажиров и срочных грузов. Машину предполагалось использовать на морях, реках, озерах и с небольших взлетных площадок с грунтовым, снеговым и ледяным покровом. После окончания Второй мировой войны в авиации ВМФ СССР почти не осталось отечественных гидросамолетов (преимущественно МБР-2), да и те, что остались, подлежали списанию. Небольшое количество Бе-4 и американских ленд-лизовских «Каталин» не позволяло решать задачи связи, обучения летчиков и снабжения.

Самолёт-амфибия Бе-8 — видео

Машина была спроектирована и построена довольно быстро. Самолет строили на заводе № 49 в Таганроге. Легкий самолет-амфибия Бе-8 по схеме напоминал своего предшественника Бе-4. Согласно заданию требовалось создать самолет с максимальной скоростью у земли 200 км/ч, практическим потолком 5000 м и дальностью не меньше 800 км при нормальном полетном весе. Гидросамолет был выполнен по схеме парасоль. Крыло технологически делилось на центроплан и две отъемные части. На его консолях были установлены неубирающиеся поплавки боковой остойчивости. В крыле размещались топливные баки. Лодка — двухреданная с килеватым днищем в носовой и межреданной части. По бокам лодки было установлено колесное шасси, которое убиралось в ниши на фюзеляже. Хвостовое колесо после взлета поднималось кверху. Выпуск и уборка шасси осуществлялись с помощью электропривода, в аварийной ситуации — вручную.

Лодка разделялась на пять водонепроницаемых отсеков, обеспечивавших почти четырехкратный запас плавучести при нормальном полетном весе. Ее осадка не превышала 0,56 м при нормальном весе и 0,58 м — при перегрузочном. Силовая установка состояла из звездообразного двигателя АШ-21 взлетной мощностью 700 л.с.
В пассажирском варианте лодка способна была перевозить 400 кг груза и шестерых человек, а в транспортном — по два лежачих и сидячих раненых. Первый полет Бе-8 состоялся 3 декабря 1947 г., пилотировал ее летчик-испытатель М.В. Цепилов. С И мая по 3 июня 1948 г. гидросамолет проходил государственные испытания в НИ И-15 ВМС. Пять дней ушло на устранение выявленных недостатков, и 17 июля завершились контрольные испытания доработанной машины. Во время испытаний была получена скорость 266 км/ч, а дальность — 1200 км. По мнению летчиков НИИ, самолет Бе-8 по технике пилотирования был прост и доступен летчику средней квалификации. Взлет и посадка допускались при высоте волны до 0,6 м. Единственным «крупным» недостатком машины оказалась балка, делившая кабину экипажа пополам, стесняя размещение летчиков.

Были построены две машины, на одной из них произошла авария. Во время приводнения разрушились узлы крепления одного из боковых поплавков. «Аннушка», так ласково называли Бе-8 сотрудники ОКБ, в серию не пошла, несмотря на настойчивые требования командования флота. По выражению Г.М. Бериева, «ее не удалось выдать замуж». В проекте плана МАП на 1948 г. говорилось, что «проведение доводок нецелесообразно, т.к. самолет перспективы для запуска в серию не имеет». В 1956 г. на одном из Бе-8 испытывались подводные крылья. Два передних крыла и хвостовое крепились на стойках шасси вместо колес. При взлете они выгоняли лодку из воды быстрее, чем на крыле самолета возникала подъемная сила, необходимая для взлета. Однако это решение не нашло дальнейшего применения в гидроавиации.

Тактико-технические характеристики Бе-8

Экипаж, число пассажиров, чел.
2, 6

Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, АШ-21

Мощность, л.с.
700

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
19,0 / 40,0

Длина самолета / высота самолета, м
13,0 / 4,48

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
3585 /2815

Полной нагрузки, кг
770

Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч
262 / 240

Практический потолок, м
5500

Максимальная дальность, км
850

 

Фото Бе-8

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*