Главная » ОРУЖИЕ » И-1 — первый советский истребитель собственной конструкции

И-1 — первый советский истребитель собственной конструкции

В начале 1920-х гг. на отечественных заводах находилось в производстве только два двигателя, это «Либерти» и «Испано-Сюиза». Так что конструкторам истребителей ничего другого не оставалось, как проектировать свои самолеты под эти двигатели. Конструкторы Н.Н. Поликарпов и Д.П. Григорович так и поступили, выбрали «Либерти». Новый истребитель Н.Н. Поликарпова проектировался одновременно по двум схемам — моноплана и биплана.

18 марта 1923 г. вышло техническое задание к одноместному истребителю с двигателем «Либерти». К этому времени Поликарпов уже завершил создание проекта истребителя-биплана, близкого по схеме к самолету-разведчику Р-1. Но в феврале 1923 г. его освобождают от должности начальника технического отдела ГАЗ № 1 и переводят в Главкоавиа. Там в марте 1923 г. началось проектирование истребителя-моноплана, получившего обозначение ИЛ-400 (истребитель с двигателем «Либерти» мощностью 400 л.с.). В Главкоавиа проект моноплана не встретил поддержки у начальника конструкторской части Гончарова. Поэтому все работы проводились в ночное время, так как днем работали над проектом биплана.

Летом 1923 г. самолет ИЛ-400 был готов. Он представлял собой моноплан с толстым низкорасположенным свободнонесущим крылом. Фюзеляж имел фанерную обшивку, крыло и оперение — полотняную. Первый полет 15 августа закончился аварией. Еще до первого взлета летчик-испытатель К.К. Арцеулов сделал на нем несколько пробежек и перед первым вылетом установил стабилизатор на крайний отрицательный угол. Самолет при отрыве от земли сразу круто полез вверх. Никакие усилия летчика перевести самолет в горизонтальный полет не увенчались успехом, машина почти плашмя рухнула на землю. Из-под обломков извлекли изрядно травмированного, но живого летчика. Следствие установило, что причиной падения самолета стала чрезмерная задняя центровка (52% САХ) и установка стабилизатора на отрицательней угол.

 

Авария самолета И-1 из-за поломки колеса

Неудача с первым истребителем не изменила мнения конструктора о его перспективности. Конструкторы заново выполнили все расчеты и для полной гарантии провели испытания модели в аэродинамической трубе ЦАГИ. 27 марта НТК ВВС рассмотрело и одобрило проект. Этот вариант заметно отличался от первого. Кабину пилота сдвинули вперед на 300 мм, лобовой радиатор заменили на подфюзеляжный, что улучшило аэродинамику. Крыло и оперение были увеличены, а обшивка выполнена из дюралевого гофра. 18 июля 1924 г. самолет ИЛ-4006, пилотируемый К.К. Арцеуловым, выполнил первый небольшой полет. После заводских испытаний самолет был передан военным, которые испытывали его до февраля 1925 г. Самолет показал высокие летные характеристики, он мог выполнять почти все фигуры высшего пилотажа, но имелись и недостатки — слишком большое усилие на органы управления.

После устранения недостатков самолет, получивший обозначение И-1, стал выпускаться серийно. Всего было построено только 14 машин. Испытания серийных истребителей из-за чрезмерно задней центровки неблагоприятно сказались на штопорных характеристиках. Летчик-испытатель А.И. Шарапов так и не смог вывести самолет из штопора и только чудом остался жив. Другой летчик-испытатель, М.М. Громов, несмотря на все усилия, также не вышел из штопора и воспользовался парашютом. Кроме того, истребитель оказался слишком строгим в управлении, а для выполнения фигур высшего пилотажа требовал от летчика высокой квалификации. Самолет очень резко выходил из пикирования, а при пилотаже зависал на спине, теряя при этом высоту и управляемость. Все это было отмечено в отчете по испытаниям серийного И-1 в НИИ ВВС в 1927 г. По результатам испытаний И-1 был признан опасным для полетов и не принят на вооружение.

Тактико-технические характеристики истребителя И-1

Экипаж, чел.
1

Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, М-5 («Либерти»)

Мощность, л.с.
400

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
10,8 / 20,0

Длина самолета / высота самолета, м
7,8 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
1580 / 1112

Полной нагрузки, кг
468

Максимальная скорость у земли, км/ч
263

Практический потолок, м
740

Максимальная дальность (продолжительность полета), км
(2,5 ч)

Вооружение
2 пулемета ПВ-1, 7,62-мм

 

Фото И-1

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*