Главная » ОРУЖИЕ » Як-11 — учебно-тренировочный истребитель

Як-11 — учебно-тренировочный истребитель

В 1946 г. в ОКБ А.С. Яковлева создается учебно-тренировочный истребитель Як-У (Як-11). Он был создан на основе боевого истребителя Як-3 со звездообразным двигателем АШ-82ФН. Первый полет совершен 29 апреля 1945 г. На этом самолете летчик-испытатель П.Я. Федровин достиг максимальной скорости 682 км/ч. Но, несмотря на столь высокие характеристики, самолет так и остался невостребованным, зарождалась эра реактивной авиации. Самолет Як-11 имел двигатель воздушного охлаждения АШ-21 мощностью 700 л.с. и представлял собой как бы половину АШ-82.

Учебно-тренировочный истребитель Як-11 — видео


В отличие от предшественника на АШ-21 топливную систему непосредственного впрыска топлива заменили на карбюратор. Конструкция Як-11 в основном повторяла истребитель Як-3, исключением была двухместная кабина. Все это позволило завершить разработку нового самолета в кратчайшие сроки. Конструкция самолета — металлическая, только рули, элероны и борта хвостовой части фюзеляжа имели полотняную обшивку. Вооружение самолета состояло из 12,7-мм пулемета УБС, двух 50-кг бомб и фотокинопулемета. Первый полет и заводские испытания выполнил летчик-испытатель Г.С. Климушкин. В том же году самолет прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство на заводе № 292 в Саратове. В ходе эксплуатации в ВВС выявился ряд производственных дефектов, в частности, имели место трещины в лонжеронах, разрушение коков воздушных винтов. К тому же машины имели недостаточный запас устойчивости и управляемости. Пришлось ограничить запас горючего до 150 кг вместо 268 кг. Но, несмотря на некоторые замечания, потребность в самолете была столь велика, что начиная со следующего года его производство освоил еще один завод — N° 272 в Ленинграде. В течение нескольких лет Як-11 серийно строился в СССР, а с 1953 г. его начали строить в Чехословакии для всех стран содружества. Всего было выпущено 4166 самолетов этого типа. Этот самолет можно было увидеть на аэродромах во многих странах. Одна из машин даже попала в американский авиационный музей. Несколько самолетов Як-11 переделали в одноместные, предназначенные для съемок фильма «Нормандия—Неман».

Самолет Як-11 эксплуатировался не только в авиационных училищах, но и в аэроклубах ДОСААФ (без вооружения). На нем установлено пять мировых рекордов скорости и дальности полета. В одном из полетов в 1951 г. на дистанции в 500 км летчиком Я.Д. Форостенко была показана средняя скорость 471,3 км/ч. В 1954 г. летчик И.С. Чернов пролетел по прямой 1990,2 км. Самолету Як-11 довелось участвовать и в «боевых» действиях, в ГДР он использовался для борьбы с агитационными аэростатами. В начале 1950-х гг. все новые построенные самолеты стали переходить на трехколесное шасси. В 1951 г. были разработаны и построены два варианта Як-11 с таким шасси, получившие обозначение Як-11У и Як-11Т. Вес конструкции увеличился почти на 100 кг, из-за этого пришлось уменьшить запас топлива, а соответственно уменьшилась и дальность. В ходе испытаний выяснилась одна особенность: самолеты с носовой стойкой имели худшую проходимость по грунту и по снегу. Это было одной из причин того, что Як-11 с носовой стойкой шасси серийно не строился.

Тактико-технические характеристики Як-11

Экипаж, чел.
2

Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, АШ-21

Мощность, л.с.
700

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
9,2 / 15,4

Длина самолета / высота самолета, м
8,5 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
2424 / 1854

Полезной нагрузки, кг
200

Максимальная скорость на высоте /
у земли, км/ч
463 / 433

Практический потолок, м
7050

Максимальная дальность, км
1270

Вооружение
УБС, пулемет 1 х 12,7 УБС,
две бомбы от 25 до 100 кг,
фотокинопулемет ПАУ-22

 

Фото Як-11

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*