Главная » ОРУЖИЕ » У-8 «Конек-Горбунок» — первый сельскохозяйственный самолет

У-8 «Конек-Горбунок» — первый сельскохозяйственный самолет

Самолет У-8 «Конек-Горбунок» стал, по существу, первым советским сельскохозяйственным самолетом. Он был построен по трехлетней программе восстановления авиационной промышленности, утвержденной в декабре 1922 г. Советом труда и обороны Российской Республики. Часть средств была выделена для работы бывшего самолетостроительного завода A.А. Анатра в Одессе.

Это национализированное предприятие получило статус Государственных авиационных мастерских № 1 (ГАМ № 7). Конструкторскую работу в мастерских возглавлял летчик-испытатель завода — B.Н. Хиони. При строительстве новой машины были использованы узлы и детали других самолетов различных типов, имевшиеся на складах, в том числе сохранившиеся части русского серийного самолета «Анаде». В этих мастерских весной 1923 г. построили самолет У-8 (Хиони № 5), получивший также название «Конек-Горбунок».

Конструкция машины стандартная для начала 1920-х гг. — деревянный каркас фюзеляжа и крыльев, обтянутый полотном. Хвостовое оперение и элероны из стальных труб. Киль самолета для парирования реактивного момента воздушного винта повернут влево на 1,5°. Шасси из стальных труб с резиновой шнуровой амортизацией. Самолет, оснащенный двигателем «Фиат» мощностью в 100 л.с., неплохо летал. Он развивал скорость 120 км/ч, набирал высоту 3200 м, был устойчив в полете и хорошо слушался рулей. Поэтому был быстро решен вопрос о серийном выпуске машины. Серия в 31 самолет была закончена к осени 1924 г. С 13 октября того же года приступила к работе комиссия по приемке машины. На момент начала работы комиссии только 19 самолетов У-8 «Коньков-Горбунков» были укомплектованы двигателями, а остальные разобраны и упакованы в ящики. Заключение комиссии гласило, что серийный самолет вполне отвечает техническим требованиям и «может быть принят в качестве школьного аппарата первоначального обучения».

Передача в эксплуатацию самолетов совпала с поступлением денежных средств от трудящихся, членов Общества друзей Воздушного флота. Поэтому на некоторых машинах были нанесены надписи, раскрывавшие «владельцев». Самолеты с такими названиями использовались в агитационных полетах, на авиационных неделях и праздниках. Однако в качестве учебного «Конек-Горбунок» оказался недостаточно пригодным, тем более таких самолетов имелось достаточно. И вскоре поступило предложение использовать новую машину как самолет-аэропыл для борьбы с саранчой и другими сельскохозяйственными вредителями. Для этого в передней кабине снималось второе управление и ставился контейнер с химикатами, соединенный через пол кабины со специальными патрубками. Самолет У-8 «Конек-Горбунок» прекрасно себя зарекомендовал на новом поприще и пролетал до конца 1920-х гг. На нем известный летчик М. Водопьянов налетал сто часов, распыляя ядохимикаты против саранчи на берегу Азовского моря.

У-8 «Конек-Горбунок» явился последним российским самолетом, в названии которого использовалась сказочно-былинная тема. До него применялись следующие названия: «Святогор» В.А. Слесарева, «Русский витязь» и «Илья Муромец» И.И. Сикорского. Впоследствии эту традицию попытался возобновить А.К. Антонов в своих гигантских самолетах «Антей» и «Руслан».

Тактико-технические характеристики У-8 «Конек-Горбунок»

Экипаж, чел.
2

Мощность, л.с.
100

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
11,46 / 37,0

Длина самолета / высота самолета, м
7,8 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
975 / 700

Полной нагрузки, кг
275

Максимальная скорость у земли, км/ч
122

Практический потолок, м
3500

 

Фото У-8 «Конек-Горбунок»

1925 год. Средняя Азия. Борьба с саранчой. Слева — летчик Я.Пауль, справа — механик М. Водопьянов.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*