Главная » ОРУЖИЕ » Бе-6 (ЛЛ-143) — самолет-амфибия

Бе-6 (ЛЛ-143) — самолет-амфибия

Создание самолета Бе-6 началось в 1942 г., когда шла Великая Отечественная война. Время для страны и для ОКБ Г.М. Бериева было тяжелым, конструктора и его сотрудников эвакуировали в Омск. Опыт войны показывал, что авиации флота крайне необходимы тяжелые гидросамолеты, которых в ту пору не было. Поставлявшиеся по ленд-лизу американские «Каталины» не в силах были решить часть боевых задач на море. Требовался отечественный самолет, способный обеспечивать спасательные и транспортные операции, долгое время находиться на водной поверхности. В 1943 г. вышло постановление правительства о постройке морского дальнего разведчика — летающей лодки ЛЛ-143.

Для постройки такой машины в Омске отсутствовали необходимые мощности, и ОКБ было перебазировано в Красноярск, на завод № 477. К концу года эскизный проект был закончен, а в начале 1944 г. был построен натурный макет самолета.
Гидросамолет представлял собой цельнометаллический высокоплан с крылом типа «чайки», двумя двигателями и с двухкилевым хвостовым оперением. Под крылом имелись неубирающиеся поплавки. Оборонительное вооружение самолета состояло из шести пулеметов УБТ. 14 апреля 1944 г. началось строительство первого опытного самолета ЛЛ-143. Сроки были поставлены очень жесткие, из-за чего полномасштабные статиспытания решили не проводить, ограничившись проверкой прочности отдельных агрегатов. Летающая лодка была закончена через 13 месяцев после закладки. Ее разобрали и по железной дороге перевезли в Таганрог для проведения испытаний. 6 сентября 1945 г. экипаж летчика-испытателя Н.П. Котякова выполнил первый полет. Заводские испытания показали хорошие летные данные как в воздухе, так и на воде. В 1947 г. Г.М. Бериеву за создание гидросамолета была присуждена Сталинская премия. Затем в Таганрог была доставлена из Красноярска вторая машина. На ней устранили некоторые дефекты, выявленные при испытании первой машины, и установили новые двигатели АШ-73. Претерпело изменение и оборонительное вооружение: с палубной установки пулеметы заменили пушками Б-20. Этот вариант получил обозначение Бе-6.

Летом 1950 г., согласно постановлению правительства, был разработан новый вариант летающей лодки, получивший обозначение Бе-6М. На ней уже были установлены одни пушки НР-23. В кормовой части расположили оборонительную установку с бомбардировщика Ил-28. В связи с внесенными изменениями пришлось значительно переделать корпус лодки. Именно этот вариант гидросамолета был запущен в серийное производство в Таганроге. Построенный серийный самолет из-за большого количества дефектов госиспытания не выдержал. Серьезную критику заслужило изготовление корпуса лодки, палуба протекала даже в дождь, что вело к постоянным отказам оборудования. Двигатели АШ-73 имели повышенный расход топлива, что вело к снижению дальности полета. В итоге военные предлагали Г.М. Бериеву устранить все дефекты и передать самолет на повторные испытания. Недостатки, замеченные военными, были устранены, и последующие испытания показали, что Бе-6 по боевой эффективности существенно превзошел устаревшую «Каталину», которая еще оставалась основным морским разведчиком в СССР. Однако, как показали войсковые испытания, в повседневной эксплуатации Бе-6 оказался значительно сложнее американской амфибии.

На базе Бе-6 было создано несколько модификаций. Самолет-спасатель Бе-6СС мог принять на борт до 15 человек. На самолете Бе-6 («КЛ») проводились работы по связи с подводными лодками в подводном положении. Единственной модификацией, дошедшей до эксплуатации, стал противолодочный самолет Бе-6ПЛО. Самолет Бе-6 оказался очень долговечным и долго применялся в морской авиации и в Арктике. За годы серийной постройки (1952—1957 гг.) было выпущено 123 экземпляра Бе-6.

Тактико-технические характеристики Бе-6

Экипаж, чел.
8

Двигатель, тип х кол, название
ПДх2, АШ-73

Мощность, л.с.
2400

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
33,0 / 120,0

Длина самолета / высота самолета, м
23,56 / 7,64

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
28 845 / 18 539

Полезной нагрузки, кг
4400

Максимальная скорость на высоте /
у земли, км/ч
416 / 382

Практический потолок, м
6100

Максимальная дальность, км
5000

Вооружение
5×23 мм пушек НР-23

 

 Фото Бе-6

 

Швартовка летающей лодки Бе-6 на бочку

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*