Главная » ОРУЖИЕ » ХАИ-1 — пассажирский самолет

ХАИ-1 — пассажирский самолет

История самолета ХАИ-1 начиналась необычно. В начале 1930-х гг. руководитель кафедры Харьковского авиационного института И.Г. Неман стал инициатором решения проблем скоростной авиации в СССР. Он смело внедрял прогрессивные методы в учебный процесс, стремился объединить теоретическую подготовку студентов с конструкторской практикой. Одну из очередных лекций в мае 1931 г. он закончил необычным вопросом: «Кто из присутствующих студентов желает построить настоящий самолет?» Охотников оказалось много. Привлекала перспектива проверить и применить свои знания на практике.

Задание спроектировать и построить шестиместный пассажирский самолет сформулировал шеф института — Центральный Совет Осоавиахима Украины. Срок сдачи проекта установили предельно короткий — до февраля 1932 г. Начиная работу, И.Г.Неман предупредил студентов, что в будущей машине надо воплотить все новое, прогрессивное, известное к началу 1930-х гг. отечественной зарубежной авиационной науке. После всестороннего анализа множества машин, консультаций с видными учеными и лучшими преподавателями института сложился облик самолета: одномоторный моноплан со свободнонесущим крылом, фюзеляжем сигарообразной формы, с работающей обшивкой, с убирающимся шасси.
Перед началом практической разработки самолета у руководства института возникли сомнения, реальна ли новая схема, справится ли молодежь. Чтобы рассеять опасения, Неман создал две конструкторские студенческие бригады: одна вела разработку самолета ХАИ-1 с учетом всех задуманных новинок, другая проектировала самолет ХАИ-2 по общепринятой схеме с неубираемым шасси. К февралю 1932 г. оба проекта самолетов были закончены. Комиссия определила, что ХАИ-1 с убирающимся шасси будет иметь неоспоримые преимущества в скорости и экономичности перевозок. Рабочие чертежи поручили выполнить студентам последних курсов института. В марте 1932 г. чертежи были переданы в цеха Харьковского завода.

Комсомольцы завода и института взяли шефство над ХАИ-1. Самолет был построен за очень короткий срок — всего за 180 дней! 8 октября 1932 г. летчик-испытатель В.Н. Кудрин и главный конструктор И.Г. Неман заняли места в машине. Первый полет самолета ХАИ-1 прошел успешно. Начались будни испытаний новой машины. В январе 1933 г. решили проверить главную, отличительную новинку самолета: убираемое в полете шасси. Полностью убираемого шасси на пассажирской машине до ХАИ-1 не было не только в СССР, но и в Европе. Едва шасси убралось в крыло, как стрелка указателя скорости прыгнула вверх. Летчик провел машину над «мерным» километром. Хронометры и секундомеры наземных контролеров зафиксировали скорость в 292 км/ч. Больше, чем у находившихся на вооружении истребителей! ХАИ-1 ознаменовал собой определенный шаг в советском самолетостроении. 17 февраля 1933 г. опытный самолет с конструкторами на борту выполнил рейс в Москву.

Серийный выпуск самолета ХАИ-1 был начат на Горьковском авиазаводе. На серийной машине повысили надежность выпуска шасси, улучшилось управление. В пассажирской кабине добавили еще два окна, их стало пять с каждой стороны салона. Мягкая фетровая обивка снизила в нем уровень шума. Была улучшена вентиляция кабины, несколько увеличен объем грузового отсека. Вторая серия ХАИ-1 строилась на Киевском авиазаводе. Всего было построено более 40 машин. В апреле 1935 г. летчик Аэрофлота А. Григорьев рейсом Москва — Киев начал эксплуатационные испытания самолета. Регулярные полеты начались в начале 1936 г. на линии Москва — Симферополь. В процессе эксплуатации выявились некоторые недостатки, в том числе с шасси. Доработки увеличили вес самолета, что заставило уменьшить число пассажиров с шести до пяти. По заданию ВВС на базе ХАИ-1 был построен учебно-тренировочный бомбардировщик ХАИ-3.

Тактико-технические характеристики ХАИ-1

Экипаж, число пассажиров, чел.
1, 5

Двигатель, тип х кол, название
ПЛ х 1, М-22

Мощность, л.с.
480

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
14,4 / 33,17

Длина самолета / высота самолета, м
10,41 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
2700 / 1830

Полной нагрузки, кг
870

Максимальная скорость у земли, км/ч
313

Практический потолок, м
6550

Максимальная дальность, км
1130

 

Фото ХАИ-1

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*