Главная » ОРУЖИЕ » САМ-5 — пассажирский самолет Москалева

САМ-5 — пассажирский самолет Москалева

Александр Сергеевич Москалев (1904—1982) — один из конструкторов-энтузиастов, работавших без определенной финансовой и производственной базы. Он разработал свыше 35 различных проектов самолетов и планеров, в том числе оригинальных, опередивших свое время и выпускавшихся на протяжении десяти лет. После окончания университета в 1928 г. он поступил на Ленинградский авиационный завод «Красный летчик». В 1930 г. на завод пришла заявка на создание истребителя-перехватчика. Он быстро подготовил проект САМ-1, который был одобрен, но двигателя к нему не нашли.

Затем были разработаны проекты учебного морского самолета МУ-3 и пассажирского САМ-3. Осуществлению этих планов помешала болезнь Москалева (туберкулез легких), и врачи настояли на переезде его в Воронеж. Там как раз строился большой авиационный завод, где и продолжилась его трудовая деятельность.
Весной 1932 г. на стол члена президиум ЦК Осоавиахима С.П. Королева лег проект пассажирского самолета САМ-5 конструкции А.С. Москалева. Ему поручили провести экспертизу: действительно ли цельнометаллический самолет с двигателем М-11 в 100 л.с. может поднять в воздух пять человек. Проверив расчеты, будущий Главный конструктор космических кораблей подтвердил реальность замысла. С группой энтузиастов Москалев создал первый самолет Воронежского завода. С самого начала он стремился сделать машину экономичной, конструктивно простой и предельно легкой. САМ-5 строили молодые рабочие, и первый самолет был выполнен грубовато, с неровностями и дефектами. Он представлял собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом. Фюзеляж имел гладкую обшивку толщиной всего 0,3 мм с продольными рифтами. Крыло с гофрированной обшивкой такой же толщины. Появление цельнометаллического САМ-5 стало заметной вехой в развитии нашей легкомоторной авиации. Эта машина являлась родоначальником целого семейства «САМов» — пятиместных пассажирских самолетов с двигателем М-11.

Проведенные испытания самолета САМ-5 подтвердили расчеты конструктора. Максимальная скорость достигала 175 км/ч и дальность до 1000 км. Испытания проводил начальник летной группы аэроклуба А.Н. Гусаров. Затем самолет перелетел в Москву для проведения госиспытаний. Серийный выпуск было решено строить из дерева, так как дюраль в те годы была дефицитным материалом. Деревянный вариант самолета с подкосами получил обозначение САМ-5бис. Он обладал незаурядными летными данными. 4 октября 1936 г. САМ-5бис, пилотируемый летчиком Н.Д. Фиксоном, совершил беспосадочный перелет протяженностью 1700 км. 20 октября самолет совершил беспосадочный перелет протяженностью около 3200 км, проведя в воздухе свыше 25 часов.
В 1936 г. на заводе было создано ОКБ, и возглавил его А.С. Москалев. Вскоре им был построен самолет САМ-5-2бис, принесший нашей стране ряд рекордов. Новый самолет отличался от своего предшественника более совершенной аэродинамикой, имел свободнонесущее крыло и шасси в обтекателях.
На базе САМ-5-2бис было построено несколько модификаций самолетов: САМ-14 с двигателем МВ-4, САМ-25 с М-11Ф. 23 сентября 1937 г. экипаж А.Н. Гусарова пролетел расстояние более 4000 км, и был зафиксирован мировой рекорд дальности полета по прямой (3318 км) для самолетов такого класса. В 1938—1939 гг. на самолете САМ-5-2бис были установлены еще три мировых рекорда высоты (8000, 8400, 8900 м). Шла подготовка к установлению мирового рекорда женской командой. Полет был намечен на 25 июня 1941 г., но началась война, и рекорд не состоялся. Подготовленный самолет затем использовался для перебазирования Центрального аэроклуба и эвакуации семей сотрудников под Сталинград. В течение 1941 — 1943 гг. на этом самолете было выполнено около 120 полетов, в общей сложности свыше 20 000 км.

 

Тактико-технические характеристики самолета САМ-5-2бис

Экипаж, число пассажиров, чел.
1, 5

Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, М-11

Мощность, л.с.
100

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
11,4 / 21,8

Длина самолета / высота самолета, м
8,0 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
1160 / 656

Полной нагрузки, кг
504

Максимальная скорость у земли / крейсерская, км/ч
204 / 175

Практический потолок, м
3700

Максимальная дальность, км
515

 

Фото САМ-5

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*